Закон о гражданстве российской федерации 2019

Упрощение приема гражданства России – новый закон о гражданстве РФ в 2019 году

Закон о гражданстве российской федерации 2019

Благодаря совершенствованию миграционной политики, в России постепенно снижается количество незаконно находящихся мигрантов и увеличивается количество легально работающих иностранных граждан, а также легально проживающих иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Всего в РФ по состоянию на 1 января 2019 года находится 9,3 миллиона иностранных граждан, на 3% снизилось количество нелегалов по отношению к аналогичному периоду прошлого года, количество иностранцев с РВП или ВНЖ в РФ составило 1,1 миллиона.

Возрастает количество желающих приобрести гражданство Российской Федерации, так в прошлом 2018 году гражданами России стали почти 270 тысяч иностранных граждан.

Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным была утверждена новая концепция государственной миграционной политики, призванная упростить вступление в гражданство РФ соотечественникам, русскоязычным иностранным гражданам.

Указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»

Многие иностранцы вступили в гражданство РФ в упрощенном порядке в рамках реализации Государственной программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Данная программа нацелена на «возвращение домой» лиц, которые проживают за пределами РФ, но чувствуют связь с Россией, воспитаны в традициях российской культуры и владеют русским языком.

В 2018 году подразделениями по вопросам миграции было принято 70,9 тысячи заявлений об участии в Государственной программе, оформлено 25,6 тысячи свидетельств участника, позволяющих оформить РВП без учёта квоты, а затем принять гражданство РФ без необходимости 5-ти летнего проживания на территории РФ, минуя необходимость оформления ВНЖ.

В отличие от общестатистической картины, шансы успешного вступления в государственную программу переселения соотечественников с  получением Свидетельства участника гос.

программы для наших клиентов приближаются к максимальным благодаря тщательному подходу к подготовке пакета документов и грамотному юридическому сопровождению.

Если у мигранта нет нарушений закона, то, скорее всего, будет вынесено положительное решение о выдаче Свидетельства.

Что же конкретно изменилось за последнее время в миграционном законодательстве РФ, с какими правилами и условиями оформления документов столкнутся иностранные граждане в РФ в 2019 году, какими упрощениями они смогут воспользоваться?

  1. Для иностранных граждан из визовых стран, которые оформили разрешение на временное проживание в Российской Федерации, появился новый вид визы, виза стала трехлетняя многократная, раньше она выдавалась только на 1 год.
  2. Созданы преференции для граждан, которые были депортированы с территории Крыма в сороковых годах 20 века, эта категория лиц может сразу получать вид на жительство в РФ, минуя оформление разрешения на временное проживание.
  3. В декабре 2018 года были внесены изменения в Федеральный Закон о гражданстве Российской Федерации, этими изменениями президент Российской Федерации наделён полномочиями в гуманитарных целях в будущем определять категории лиц для упрощенного порядка приобретения гражданства.
  4. Также в этом законе теперь прописана возможность для участников государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, подавать документы на приобретение гражданства по месту пребывания. Ранее существовало требование подавать документы только по месту жительства, с чем у некоторых лиц были определенные трудности.
  5. Кроме того, в случае расторжения брака с участником госпрограммы переселения соотечественников, бывший супруг сможет продолжить участвовать в реализации права приобрести гражданство в упрощенном порядке как участник государственной программы.
  6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018г. № 1744 для граждан Украины, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины непрерывный срок временного пребывания на территории Российской Федерации увеличен с 90 до 180 суток с даты каждого въезда на территорию Российской Федерации.
  7. Лица, состоящие в браке с гражданами РФ, смогут теперь получать РВП без учёта квоты только в том субъекте федерации, где проживает супруг. Это было сделано для того, чтобы предотвратить использование фиктивных браков для оформления разрешительных документов.

Источник: http://legality.ru/grazhdanstvo-rf/2019

Подписан Указ об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке

Закон о гражданстве российской федерации 2019

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постановляю:

1. Предоставить право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью восьмой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»:

а) гражданам Украины, не имеющим гражданства (подданства) другого государства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

б) лицам без гражданства, родившимся и постоянно проживавшим на территориях Республики Крым и г. Севастополя, выехавшим за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 г., а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

в) гражданам Украины и лицам без гражданства, имеющим разрешение на временное проживание в Российской Федерации (далее – разрешение на временное проживание), вид на жительство в Российской Федерации (далее – вид на жительство), удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации (далее – свидетельство о предоставлении временного убежища) или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, постоянно проживавшим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г. соответственно, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям;

г) иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые сами либо родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственникам по прямой нисходящей линии, усыновленным (удочеренным) детям и супругам;

д) гражданам Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР, а также их детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругам и родителям.

2.

Установить, что заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подаются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, по форме согласно приложению в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по их месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных пунктом 3, абзацем третьим пункта 4, абзацами первым и третьим пункта 5 и пунктом 7 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

3. Граждане Украины, другие иностранные граждане и лица без гражданства, названные в пункте 1 настоящего Указа, вместе с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации представляют:

а) документы, удостоверяющие личность, гражданство либо отсутствие гражданства;

б) документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих и которые предусмотрены перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Названные документы не представляются гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

в) сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Названный сертификат не представляется иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 г.

№ 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», а также гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, имеющими разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

г) один из документов, подтверждающих степень родства (свидетельство о рождении, документ о заключении брака, свидетельство об усыновлении (удочерении) или иной документ).

4. Вместе с документами, перечисленными в пункте 3 настоящего Указа, представляются:

а) гражданами Украины и лицами без гражданства, названными соответственно в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (виза, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» либо международным договором Российской Федерации);

один из документов, подтверждающих рождение на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя (свидетельство о рождении или выписка из книги государственной регистрации актов гражданского состояния);

один из документов, подтверждающих постоянное проживание на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя (выписка из домовой или похозяйственной книги, копия поквартирной карточки или финансового лицевого счета либо иной документ). Представление таких документов не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность;

б) гражданами Украины и лицами без гражданства, названными в подпункте «в» пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища), или свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

документ, подтверждающий постоянное проживание на территориях отдельных районов Донецкой или Луганской области Украины по состоянию на 7 апреля 2014 г. и 27 апреля 2014 г.

соответственно, в том числе выданный соответствующими органами, фактически действующими на территориях отдельных районов названных областей, с отметкой о регистрации по месту жительства на этих территориях.

Представление такого документа не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность;

в) иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в подпункте «г» пункта 1 настоящего Указа, – вид на жительство, выданный в соответствии с пунктом З5 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», или вид на жительство и справка о реабилитации, выданная органом внутренних дел, органом прокуратуры Российской Федерации или судом;

г) иностранными гражданами, названными в подпункте «д» пункта 1 настоящего Указа:

один из документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (виза, миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или иной документ, предусмотренный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» либо международным договором Российской Федерации);

один из документов, подтверждающих рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР (свидетельство о рождении, а в случае его отсутствия – паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения).

5. Оригиналы документов, перечисленных в подпунктах «а» и «г» пункта 3 и в пункте 4 настоящего Указа, подлежат возврату.

К заявлению о приеме в гражданство Российской Федерации приобщаются копии этих документов, соответствие которых оригиналам проверяется должностным лицом территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и заверяется подписью должностного лица и печатью территориального органа. В случае представления копий других документов они должны быть засвидетельствованы в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

6. Установить, что, помимо случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г.

№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», заявление о приеме в гражданство Российской Федерации, поданное гражданином Украины, другим иностранным гражданином или лицом без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, отклоняется в случае их участия в деятельности организации, включенной в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества гражданина Украины, другого иностранного гражданина, лица без гражданства, либо в случае наличия вступившего в законную силу решения суда о приостановлении операций по банковским счетам и других операций с их денежными средствами или иным имуществом.

7. Установить, что:

а) срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, поданных гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, и принятия по ним решений территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации не должен превышать три месяца;

б) Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г.

№ 1325, применяется к правоотношениям, возникающим в связи с рассмотрением заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, поданных гражданами Украины, другими иностранными гражданами и лицами без гражданства, названными в пункте 1 настоящего Указа, и принятием по ним решений, в части, не урегулированной настоящим Указом.

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Источник: http://kremlin.ru/events/president/news/60429

Быстрее и проще: как изменятся условия получения гражданства РФ

Закон о гражданстве российской федерации 2019

Правительство России одобрило законопроект, по которому срок рассмотрения заявки на получение российского гражданства сокращается с шести до трех месяцев, говорится в заявлении на сайте кабмина.

Данное нововведение распространится на тех граждан, которые подали заявку на гражданство РФ непосредственно на территории страны, а также сделали это в упрощенном порядке.

На упрощенный порядок могут претендовать только те иностранцы, у которых хотя бы один родитель проживает в России и имеет российское гражданство.

Кроме того, это касается тех лиц, которые проживали на законных основаниях в странах СССР или родились на территории РСФСР, а на данный момент живут в России по виду на жительство.

Вдобавок, человек может получить гражданство в упрощенном порядке, если у него есть вид на жительства и документ о браке с гражданином РФ, который был заключен не менее трех лет назад. Это же правило подачи заявления касается недееспособных лиц или тех, кто ведет профессиональную или предпринимательскую деятельность на территории России.

В кабмине отметили, что данный закон позволит сократить административные препятствия, выявленные в процессе получения гражданства, для тех людей, которые могут на законном основании проживать в России.

Инициатива кабмина станет правками в статьи 35 и 41 части 5 ФЗ «О гражданстве РФ». На данный момент законопроект передан в Госдуму на рассмотрение.

Это не первая инициатива, касающаяся получения гражданства, озвученная в октябре 2019 года. Так, 2 октября Минтруд предложил расширит список профессий иностранных граждан для получения гражданства в упрощенном порядке.

В случае принятия реформы Госдумой заявление на получение паспорта РФ могут подать агроинженеры, ветеринары, воспитатели, рыбоводы, токари, редакторы, математики, энтомологи, а также врачи различных специальностей. Полный список из 135 профессий опубликован на портале проектов нормативных актов.

Кроме того, 2 октября в России вступил в силу закон о сокращении трудового стажа, необходимого для того, чтобы иностранец, считающийся высококвалифицированным специалистом, получил гражданство в упрощенном порядке.

Стать россиянином таким способом смогут лица, работающие в РФ по профессиям, перечисленным в перечне министерства труда. Всего там числится 74 специальности – в частности в список входят врачи, фармацевты, математики и инженеры разных сфер. В Госдуме отметили, что развитие цифровой экономики вынуждает страну привлекать к работе зарубежных инженеров.

«Это откроет перед ними возможность остаться в нашей стране и связать с ней свое будущее. А для России — это дополнительные возможности по привлечению профессионалов, необходимых для обеспечения развития экономики и технологии», — отмечал спикер Госдумы Вячеслав Володин 30 мая, когда законопроект был принят палатой еще в первом чтении, передавала »Парламентская газета».

Закон о сокращении стажа Госдума приняла еще в конце июня 2019 года – президент России Владимир Путин подписал его 3 июля.

В связи с вниманием правительства к вопросу получения гражданства увеличилось количество выданных паспортов, отметила начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России Валентина Казакова.

«Каждый год растет число желающих приобрести гражданство РФ. В прошлом году их было порядка 270 тысяч. Думаем, что с учетом указа президента РФ от 24 апреля 2019 года № 183 в этом году цифра будет значительно больше. В основном это выходцы из СНГ. Граждане Украины, Казахстана, Узбекистана, Армении, Молдавии. Но имеются также граждане США, ЕС. Их количество тоже растет»,

— сообщила генерал-майор полиции РИА «Новости».

Напомним, что 24 апреля Владимир Путин подписал указ, по которому все граждане, проживающие на территории Донецкой и Луганской области, могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке. Ранее на это могли претендовать только те, кто проживал в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках.

Таким образом, право на вступление в гражданство РФ имеют украинцы, у которых есть разрешение на временное проживание в России, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища или свидетельство участника госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию. То же самое касается детей, супругой и родителей жителей Донецкой и Луганской областей.

По данным МВД РФ, всего в 2018 году российское гражданство получили 239 тыс. человек, что на 4% больше, чем в 2017 году — 229,6 тыс.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2019/10/12/12751094.shtml

Новеллы законодательства о российском гражданстве

Закон о гражданстве российской федерации 2019

Татьяна МАРТИРОСЯН, заместитель начальника Управления по вопросам гражданства Главного управления по вопросам миграции МВД России, государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Институт российского гражданства прошёл сложный путь развития.

Каждый его этап отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, а принятый по тому или иному вопросу нормативный правовой акт был обусловлен потребностями политической обстановки и являлся средством упрочения государственного строя.

Институт гражданства является важнейшим инструментом для формирования социально-политической структуры общества с учётом политико-экономических, демографических и миграционных интересов страны.

Принятие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации в 1991 году, который действовал до 2002 года и, по оценкам международных экспертов, являлся самым либеральным законодательным актом в своей сфере.

В соответствии с ним российское гражданство приобрело около 3,5 миллионов человек. Однако многие его положения не соответствовали складывающейся в российском обществе обстановке, и в мае 2002 года был принят ныне действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г.

№ 62–ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве).

На протяжении последних 16 лет действия в его положения неоднократно вносились изменения, в первую очередь направленные на предоставление дополнительных преференций нашим соотечественникам, что позволило стать гражданами ещё 3,7 миллиона человек.

Это продление срока действия нормы, предоставляющей возможность бывшим гражданам СССР, прибывшим в Россию из бывших союзных рес­публик, приобрести российское гражданство в упрощённом порядке, если они до 1 июля 2009 года заявили о таком желании (часть 4 статьи 14 Закона о гражданстве); преференции для участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей (часть 7 статьи 14 Закона о гражданстве); урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации (глава VIII.1 Закона о гражданстве); льготные режимы для иностранных граждан, признанных носителями русского языка (часть 2.1 статьи 14 Закона о гражданстве). Последние изменения в Закон о гражданстве были внесены в декабре 2018 года.

Так, с 1 сентября 2017 года упрощён порядок подтверждения выхода из украинского гражданства для граждан Украины, признанных носителями русского языка.

Для лиц, принятых в российское гражданство, введена обязанность приносить Присягу гражданина Российской Федерации, в случае отказа от принесения которой решение о приобретении российского гражданства будет отменено. В настоящее время гражданство Российской Федерации приобретается со дня принесения лицом Присяги гражданина Российской Федерации.

Предусмотрена отмена решений о приёме в гражданство Российской Федерации лиц, совершивших преступление экстремистского или террористического характера.

При этом в отношении родственников (супругов, детей) такого лица, которые приобретали гражданство Российской Федерации одновременно с ним, решения о приобретении гражданства Российской Федерации не отменяются (Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 243–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и статьи 8 и 14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Также конкретизированы впервые введённые в 2014 году положения экономического характера, а именно: отдельные условия приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами и выпускниками российских образовательных организаций, определён перечень документов, представляемых иностранным гражданином, необходимых для подачи заявления о приёме в гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве. (Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 2017 г. № 410 «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325».)

При этом работа по совершенствованию законодательства о гражданстве Российской Федерации требует продолжения, поскольку в ходе его реализации выявляются определённые пробелы, являющиеся сдерживающим фактором для приёма в российское гражданство отдельных категорий лиц. На сегодняшний день назрела необходимость его модернизации с учётом реалий и требований экономической ситуации в России.

Президент Российской Федерации призвал разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился в Российской империи и Советском Союзе, а также лицам, обладающим компетенциями, востребованными российской экономикой.

С 2007 года действует государственная программа, призванная собрать воедино и переселить на родину соотечественников из разных уголков мира. Она направлена на объединение потенциала соотечественников с потребностями развития российских регионов.

Субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои региональные программы, определяя в них профессии и возраст потенциальных участников исходя из потребностей региона. МВД России в этом вопросе выполняет координирующую роль. На сегодняшний день всего в программе участвуют 74 субъекта Российской Федерации, за это время переселилось в Россию более 844 тысяч человек.

Вместе с тем с учётом систематических трудностей, возникающих у соотечественников, участвующих в государственной программе, были подготовлены и 29 марта 2019 года вступили в силу изменения в Закон о гражданстве (Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 544–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»).

Этими изменениями установлена возможность подачи участниками государственной программы, получившими разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, заявления о приобретении гражданства Российской Федерации по месту пребывания, а не только по месту жительства, как это было ранее.

Помимо этого Президент Российской Федерации был наделён полномочием определять в гуманитарных целях категории иностранных граждан, имеющих право приобрести российское гражданство в упрощённом порядке.

Предоставление таких полномочий позволит принимать в российское гражданство соотечественников, проживающих в странах со сложной общественно-политической и экономической обстановкой, где происходят вооружённые конфликты и смена политического руководства.

В развитие нового федерального закона, а также в целях реализации данного полномочия Президента Российской Федерации изданы соответствующие нормативные правовые акты (Указы Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г.

№ 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке», а также от 29 апреля 2019 г.

№ 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке»), которыми помимо категорий лиц также установлены и перечень предоставляемых ими документов, и сроки их рассмотрения, составляющие 3 месяца.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, Президент Российской Федерации включил в число лиц, имеющих право обратиться с заявлением о приёме в гражданство Российской Федерации на основании части 8 статьи 14 Закона о гражданстве, следующие категории граждан:

а) лиц, постоянно проживающих на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;

б) граждан Украины, не имеющих гражданства (подданства) другого государства, и лиц без гражданства, родившихся и постоянно проживавших на территориях Республики Крым и города Севастополя, выехавших за пределы указанных территорий до 18 марта 2014 года, а также их детей, супругов и родителей;

в) граждан Украины и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации или свидетельство участника государственной программы, постоянно проживавших на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 7 и 27 апреля 2014 года соответственно, а также их детей, супругов и родителей;

г) иностранных граждан и лиц без гражданства, которые сами либо их родственники по прямой восходящей линии, усыновители или супруги которых были подвергнуты незаконной депортации с территории Крымской АССР, а также их родственников по прямой нисходящей линии, детей и супругов;

д) граждан Исламской Республики Афганистан, Республики Ирак, Йеменской Республики и Сирийской Арабской Республики, родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР, а также их детей, супругов и родителей.

Таким образом, последние изменения в законодательство о гражданстве Российской Федерации охватили значительное количество иностранцев, установив для них преференции приобретения российского гражданства.

Однако существует проблема, которая связана с отсутствием у значительного числа лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, документов, удостоверяющих их личность.

Это прежде всего бывшие граждане СССР, проживающие на территории России более 15 лет и по разным причинам не сумевшие стать гражданами Российской Федерации.

Сюда же входят и освобождённые из мест лишения свободы, а также те, кто прибыл в Россию в детском возрасте.

На сегодняшний день в правовом поле действующего миграционного законодательства Российской Федерации отсутствуют механизмы, позволяющие урегулировать статус таких лиц без гражданства (Закон о гражданстве содержит нормы, позволяющие урегулировать правовой статус отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К ним относятся лица без гражданства, которые были до 1 июля 2002 года в нарушение действующего порядка документированы паспортом гражданина Российской Федерации, а также прибывшие на территорию России для проживания до 1 ноября 2002 года).

Закон о гражданстве, а именно его глава VIII.1, ориентирована на граждан, прибывших в Россию в более ранние периоды времени, и не учитывает лиц, въехавших и оставшихся в стране после 2002 года.

В этой связи в настоящее время осуществляется работа над законопроектом (Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства»), предусматривающим введение временного документа, удостоверяющего личность лица без гражданства на территории Российской Федерации, который будет выдаваться на основании заключения об установлении личности лица без гражданства (в соответствии со статьёй 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115–ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») и удостоверять личность его владельца в Российской Федерации.

Также в дальнейшем в целях урегулирования правового статуса тех категорий лиц, которые перечислены в главе VIII.1 Закона о гражданстве, после прекращения срока действия её норм (Федеральный закон от 19 декабря 2016 г.

№ 462–ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральной закон «О гражданстве Российской Федерации» продлил до 1 января 2020 г. срок действия норм главы VIII.

1 Закона о гражданстве, направленных на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц) законопроектом предлагается дополнить закон новой статьёй, вступающей в силу с 1 января 2020 года.

Согласно проектируемой статье лица без гражданства, имеющие временный документ лица без гражданства на территории Российской Федерации, будут приниматься в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке.

Несмотря на объёмы проделанной работы, совершенствование регламентации институтов временного и постоянного проживания, а также российского гражданства, устранение противоречий и неопределённости в толковании отдельных положений Закона о гражданстве продолжается.

В октябре 2018 года утверждена новая Концепция государственной миграционной политики на 2019–2025 годы (Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции миграционной политики на 2019–2025 годы») и План мероприятий по её реализации в 2019–2021 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2019 г.

№ 265-р «О плане мероприятий по реализации в 2019–2021 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»), которыми задан вектор развития, в том числе института гражданства Российской Федерации, определены цели, принципы, задачи и основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации.

Законодательство о гражданстве Российской Федерации будет и дальше модернизироваться. Предполагается, что удастся унифицировать и сократить действующий перечень документов при подаче заявления о приёме в гражданство Российской Федерации. Как следствие, порядок приобретения российского гражданства, в первую очередь для сооте­чественников, имеющих связь с Российской Федерацией, будет упрощён.

Источник: http://ormvd.ru/pubs/101/legislation-on-russian-citizenship/

Материалы к заседанию Правительства 17 октября 2019 года

Закон о гражданстве российской федерации 2019

17 октября 2019 00:00

На заседании планируется рассмотретьследующие вопросы:

1.О совершенствовании взаимодействия с гражданами при предоставлениигосударственных услуг в виде мер социальной поддержки, в том числе опроактивном информировании о возникающих правах на их получение

В настоящеевремя в Российской Федерации насчитывается более 380 видов мер социальнойподдержки, в том числе 44 вида – на федеральном уровне (установленыфедеральными законами и указами Президента Российской Федерации) и 343 вида –на региональном и муниципальном уровнях. На практике действует более 30 тыс.вариантов реализации этих мер, отличающихся как по содержанию, условиям их оказания, объёмусредств и срокам предоставления выплат (компенсаций) и составу категорийграждан, их получающих.

Предоставлениемер социальной поддержки осуществляется на основе обращения гражданина сзаявлением на их получение.

Минтрудом России во взаимодействии сгосударственными органами власти и организациями готовятся мероприятия поизменению формата взаимодействия государства с гражданином, ключевымпоказателем которого является переход к уведомлению граждан о возникающих у нихправах на получение мер социальной поддержки, а также иных событиях, таких какприближение окончания срока установления инвалидности, для того чтобы гражданинмог совершить необходимые действия, и другие.

2.О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 5 Кодексаторгового мореплавания Российской Федерации»

В настоящеевремя Правительство не имеет достаточных полномочий по изданию нормативныхправовых актов, регулирующих поиск и спасание на море.

Законопроект «О внесенииизменения в статью 5 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации»разработан в целях наделения Правительства полномочиями по утверждениюположения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций припроведении поисковых и спасательных операций на море.

3.О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федеральногозакона “Огосударственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства”»

Законопроектомпредлагается установить, что государственным заказчиком, ответственным закоординацию работ по созданию, эксплуатации и модернизации государственнойинформационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), являетсяфедеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке иреализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере жилищно-коммунального хозяйства (в настоящее время указаннымгосударственным заказчиком является федеральный орган исполнительной власти,осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий). Согласнозаконопроекту полномочия государственного заказчика передаются от МинкомсвязиМинстрою.

4.О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 25 и 256 Федерального закона “Опорядке выезда из Российской Федерации ивъезда в Российскую Федерацию”и статьи 5 и 16 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»

Проектомфедерального закона предлагается ввести преференции в части, касающейсяувеличения срока действия обыкновенной деловой, обыкновенной рабочей виз ивыдачи многократных виз для отдельных категорий иностранных граждан, въезжающихв Российскую Федерацию с целью проведения переговоров о заключении срезидентами территорий опережающего социально-экономического развития вДальневосточном федеральном округе и свободного порта Владивосток (ТОР, СПВ) инвестиционныхсоглашений о реализации инвестиционных проектов на указанных территориях,являющихся представителями или работниками иностранных компаний, заключившихтакие инвестиционные соглашения, или заключивших трудовые договоры, связанные среализацией данных инвестиционных проектов, а также для членов их семей.

5.О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 331Федерального закона “Огражданстве Российской Федерации”»

В соответствии счастью первой статьи 331 Федерального закона «О гражданствеРоссийской Федерации» иностранные граждане или лица без гражданства могут бытьпризнаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком иповседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае если данные лица либо ихродственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постояннопроживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся кРоссийской империи или СССР, в пределах Государственной границы РоссийскойФедерации, по результатам собеседования, проведённого с ними комиссией попризнанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русскогоязыка (комиссия).

Проектомфедерального закона предусматривается возможность признания комиссиейносителями русского языка без прохождения вышеупомянутого собеседования гражданРеспублики Белоруссия и граждан Украины, свободно владеющих русским языком, приподаче лично заявления о признании их носителями русского языка и при наличииоснований, предусмотренных частью первой статьи 331 Федеральногозакона «О гражданстве Российской Федерации». Порядок подачи таких заявленийбудет определяться Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, внастоящее время отсутствует единый подход к проведению комиссиями собеседованийс соискателями гражданства Российской Федерации. Так, в одних случаяхсобеседование проходит с использованием аудио-, видео- и мультимедийных материалов, в другихпроводится тестирование на знание русского языка.

В этой связи в целяхулучшения качества работы комиссий законопроектом предлагается наделитьМинистерство внутренних дел Российской Федерации полномочием по определению посогласованию с Министерством просвещения Российской Федерации единых критериевпризнания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русскогоязыка, порядка разработки, использования и хранения контрольных измерительныхматериалов, используемых при проведении комиссией собеседования с иностраннымгражданином или лицом без гражданства. 

6.О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О миграционном учётеиностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”»

Законопроектразработан по результатам мониторинга правоприменительной практики реализациимиграционного учёта и направлен на совершенствование механизмов миграционногоучёта иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранные граждане).

В настоящеевремя иностранные граждане не вправе ставить других иностранных граждан на учётпо месту пребывания по адресу своего жилого помещения (исключения предусмотреныдля высококвалифицированных специалистов в отношении себя и членов своей семьи,а также для иностранных граждан, являющихся собственниками жилых помещений, вотношении только себя).

Указанное правило,по сути, является ограничением права иностранных граждан, являющихсясобственниками жилых помещений на территории Российской Федерации,распоряжаться своим имуществом.

В связи с этимзаконопроектом, в частности, предлагается расширить круг иностранных граждан,имеющих право выступать принимающей стороной, установив такую возможность длявсех категорий иностранных граждан, являющихся собственниками жилых помещений.

7.О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 90Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Законопроектнаправлен на исключение разночтений положений нормативных правовых актовРоссийской Федерации, возникающих при применении норм, регламентирующих вопросыполучения осуждёнными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей, ипредусматривает установление конкретного веса посылок и передач, разрешённых кполучению осуждёнными.

8.О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О некоммерческихорганизациях” в частисовершенствования процедуры включения социально ориентированной некоммерческойорганизации в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественнополезных услуг»

Законопроектпредусматривает возможность включения социально ориентированной некоммерческойорганизации (СОНО) в реестр некоммерческих организаций – исполнителейобщественно полезных услуг (далее – реестр) без осуществления федеральнымиорганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации оценки качества оказания СОНО общественно полезных услуг.

Возможность включения в реестр без оценки качества оказания общественнополезных услуг предусматривается для СОНО, надлежащим образом реализовавшихпроекты, предусматривающие осуществление деятельности по одному или несколькимприоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезныхуслуг, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года №398 «Обутверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественнополезных услуг», с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставляемого на развитиегражданского общества.

9.О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между ПравительствомРоссийской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве вобласти военной фельдъегерско-почтовой связи»

Проектомпостановления предлагается одобрить Соглашение между Правительством РоссийскойФедерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в областивоенной фельдъегерско-почтовой связи, подписанное в Бишкеке 28 марта 2019 года.

ПоложениямиСоглашения устанавливается правовая основа для российско-киргизскогосотрудничества в целях обеспечения защиты воинской корреспонденции при еёдоставке фельдъегерями (курьерами и нарочными) Минобороны России в воинскиеформирования Российской Федерации, дислоцированные на территории КиргизскойРеспублики.

Москва,
16 октября 2019 года

пресс-релизов Департаментапресс-службы и информации является изложением материалов, представленныхфедеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседанииПравительства Российской Федерации.

Источник: http://government.ru/announcements/38124/

Цитадель права
Добавить комментарий