Закон об управляющих компаниях в сфере жкх

Пресс-центр

Закон об управляющих компаниях в сфере жкх

22 Июля 2014

Внесены изменения в законодательство в связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ
“О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”

Подробности по ссылке: http://news.kremlin.ru/acts/46294

Изменения, касающиеся ТСЖ:

1 мая 2015 года вступят в силу изменения, затрагивающие ТСЖ и специализированные потребительские кооперативы. Статье 161 ЖК РФ будет дополнена частью 1.

3 следующего содержания: деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 ЖК РФ случая. Таким образом, лицензирование не коснется ТСЖ и специализированных потребительских кооперативов, они будут продолжать управлять домами, как и раньше.

Что касается нововведенной статьи 200 ЖК РФ, то она затрагивает ТСЖ в случае, если лицензия управляющей компании прекращается или аннулируется.

Лицензиат (управляющая компания) будет выполнять свои обязанности и после прекращения или аннулирования его лицензии до тех пор, пока либо не заключит договор с ТСЖ, и ТСЖ не перейдут обязанности по управлению многоквартирным домом либо пока в многоквартирном доме не будет зарегистрировано ТСЖ.

Согласно ч.3 ст. 200 ЖК РФ «лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива».

С 1 сентября 2014 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О введении в действие ЖК РФ», который дополняется статьей 5.1.

Согласно этой статье ТСЖ, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным ЖК РФ (п.1 ч.2 ст.

136), должно быть до 1 июля 2016 года реорганизовано, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами. Порядок реорганизации установлен частью 3 или 4 статьи 140 ЖК РФ.

В случае прекращения или аннулирования лицензии управляющей компании собственникам помещений в многоквартирном доме предстоит выбрать организацию, которая в дальнейшем будет управлять их домом (ТСЖ или иная организация). В соответствии с п.4 ст.

200 ЖК РФ в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления от органа государственного жилищного надзора о прекращении действия лицензии, о ее аннулировании орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Если решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления таким домом не принято и (или) не реализовано либо общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса. Если же открытый конкурс по отбору управляющей организации будет признан не состоявшимся, допускается заключение договора управления многоквартирным домом без проведения открытого конкурса.

Такое же собрание собственников помещений или конкурс будут проводиться также, если до 1 апреля 2015 года коммерческая управляющая компания, деятельность которой лицензируется, не подаст заявление о предоставлении лицензии либо компании будет отказано в ее выдаче.

Собственники помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором более чем шестнадцать, в случае непосредственного управления таким домом в срок до 1 апреля 2015 года обязаны сами провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и принять решение о выборе иного способа управления.

В случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии осуществляют данную деятельность и сведения о таких домах подлежат внесению в реестр лицензий субъекта РФ, собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы об обращении с заявлением о предоставлении лицензии в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ. В течение одного месяца со дня информирования указанных собственников они вправе принять на общем собрании собственников помещений в таком доме решение о расторжении договора управления с соискателем лицензии и (или) выборе иного способа управления. В течение трех рабочих дней со дня проведения общего собрания собственников помещений в таком доме орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в таком доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не вносятся в реестр лицензий субъекта РФ.

Источник: http://atra.lc/pressroom/126/

Еще раз о лицензировании управляющих организаций в ЖКХ – Все по шагам

Закон об управляющих компаниях в сфере жкх

Одним из легальных вариантов содержания многоквартирных домов является заключение договора с управляющей компанией. Одним из обязательных условий для работы по договору является лицензирование управляющих организаций. Расскажем подробнее об этой процедуре.

Закон о лицензировании управляющих компаний

Ранее мы уже рассказывали об общих правилах лицензирования компаний в сфере ЖКХ. Сегодня разберем некоторые моменты этой процедуры подробнее.

На протяжении длительного временидеятельность УК осуществлялась только на основании регистрационногосвидетельства ИФНС, а оформление лицензионных бланков не требовалось. В сентябре2014 года законодатель ввел новое правило – каждая управляющая компания обязанапройти процедуру лицензирования в срок до начала мая 2015 года.

Нормативные правила и требования для лицензирования УК предусмотрены Федеральным законом № 255-ФЗ и Постановлением Правительства РФ № 1110. Лицензирование деятельности управляющих организаций происходит с учетом следующих нюансов:

  • лицензиявыдается со строго ограниченным территориальным признаком. Ее действиераспространяется только на один субъект РФ;
  • законодательныеакты не предусматривают ограничений по срокам действия лицензионного документа;
  • лицензияимеет определенные условия ее применения, а за их несоблюдение компании грозитвынесение предписаний надзорным органом, отзыв разрешения.

Сведения о выданных лицензиях подлежатвключению в единую федеральную базу данных. Это позволяет владельцам жилыхпомещений убедиться в законности деятельности УК перед оформлением договора.

Лицензирование указанных компаний представляет существенную сложность, так как необходимо подтвердить соответствие требованиям и условиям законодательных норм. По этой причине целесообразно осуществлять все действия только при поддержке опытного юриста в сфере лицензирования управляющих компаний.

Документы и требования для лицензирования

Еще на стадии подготовки документов дляобращения в лицензирующий орган нужно убедиться в соответствии требованиямзакона. Лицензия будет выдана управляющей компании ЖКХ, если она подтвердитследующие условия:

  • владениена законном основании нежилым объектом недвижимости, который будетиспользоваться для профильной деятельности;
  • владениетехникой и спецоборудованием, которое требуется для выполнения работ и услуг пообслуживанию МКД;
  • наличиесотрудников, которым предстоит заниматься практическим обслуживанием жилищногофонда;
  • прохождениеруководящим составом УК специального аттестационного курса, получение имквалификационных аттестатов;
  • соблюдениезаконодательных норм в части раскрытия данных о текущей деятельности.

Обратите внимание! Проверку указанныхтребований осуществляет уполномоченный орган в сфере ЖКХ, который отвечает залицензирование. Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных требованийповлечет возврат документов без рассмотрения, приостановку или отказ влицензировании.

Документы для лицензирования управляющих компаний

Чтобы на законном основании получитьлицензионный бланк, управляющая компания в ЖКХ обязана представить:

  • бланк заявления по регламентированнойформе;
  • учредительные документы юрлица, листзаписи из госреестра ЕГРЮЛ, свидетельства ИНН и ОГРН;
  • платежное поручение, подтверждающееуплату госпошлины за изготовление лицензии;
  • правоустанавливающие документы на нежилыеобъекты недвижимости;
  • документация, подтверждающая наличие усоискателя соответствующего оборудования и спецтехники;
  • документы, подтверждающие наличиеперсонала;
  • действующий квалификационный аттестатруководителя УК.

Обратитевнимание! Указанный комплект документов можно подать в письменном илиэлектронном виде. При любом варианте подачи заявки будет проводиться проверка документов,условий и требований, регламентированных законом.

После выдачи лицензии компания получает право заключить договор на управление многоквартирным домом. Если в процессе деятельности УК лишается лицензии, дома договор на управление может быть расторгнут с выбором новой компании.

Кто занимается лицензированием

Рассмотрение заявки и выдача лицензиивходит в компетенцию уполномоченного ведомства – службы Государственногожилищного надзора. Указанное учреждение не только оформит лицензионный бланк,но и приступит к контролю за текущей деятельности управляющей компании.

Если в ходе плановой или внеочереднойпроверки будут выявлены нарушения, либо поступит обоснованная жалоба отжильцов, в адрес УК направляется предписание. Наличие у компании более 3предписаний в течение года повлечет ответственность в виде отзыва лицензии.

Порядок получения лицензии

Лицензирование управляющих компанийосуществляется по следующему алгоритму действий:

  • регистрацияюрлица в инспекции ФНС с указанием основных видов деятельности (обслуживание,управление и содержание многоквартирных домов);
  • руководительУК сдает аттестационный экзамен, получает квалификационный аттестат;
  • управляющаякомпания выполняет действия по соблюдению законодательных требований(приобретает недвижимость и оборудование, формирует штат сотрудников и т.д.);
  • оплачиваетсягоспошлина за рассмотрение заявки и изготовление лицензионного бланка;
  • заполняетсябланк заявления в письменной или электронной форме;
  • комплектдокументов направляется в подразделение Государственного жилищного надзора;
  • послепроведения проверок оформляется и выдается лицензия.

Если все указанные действиясопровождались помощью юриста в сфере лицензирования УК, процедура пройдетстрого в рамках закона. Управляющая компания быстро получит лицензию и сможетприступить к профильной деятельности по управлению многоквартирным домом.

Источник: https://vseposhagam.ru/o-licenzirovanii-upravljajushhih-organizacij-v-zhkh/

Кто контролирует управляющие компании по закону и кого они боятся больше всего

Закон об управляющих компаниях в сфере жкх

18 Декабря 2017 5:00

Управлять общедомовым имуществом многоквартирного дома могут ТСЖ, управляющие компании или жильцы дома самостоятельно – решение по этому вопросу принимается на общем собрании жильцов.

Если собственники жилья решили доверить свои общие владения управляющей компании, им придется тщательно подойти к выбору таковой.

И все-таки многоквартирные дома нередко попадают в руки недобросовестных УК.

Давайте разберемся, кто контролирует управляющее компании на официальном уровне.

Какие документы регламентируют вопрос

Регламентирование деятельности управляющих компаний осуществляется в нашей стране на трех уровнях: федеральный, региональный и местный. Их функции тесно связаны между собой. И тот вопрос, который не под силу решить местным властям, обязательно будет решен на более высоком уровне.

Федеральный контроль

На федеральном уровне деятельность управляющих компаний контролируется при помощи издания нормативных актов и общих методических рекомендаций.

Эти документы обязательны к исполнению во всех субъектах РФ. За несоблюдение их управляющие компании и руководители привлекаются к мерам ответственности. Она в свою очередь тоже устанавливается федеральными властями.

Основными органами государственное власти, занимающимися контролем УП на федеральном уровне являются:

  • Министерство строительства РФ – определяет порядок предоставления коммунальных услуг, критерии качества работы организаций, которые поставляют их.
  • Министерство энергетики РФ – отвечает за нормативы и требования поставки теплоэнергии.
  • Антимонопольная служба – регулирует вопросы ценообразования и тарификацию на предоставление коммунальных услуг.

Выполнение нормативов и требований федерального законодательства в субъектах Российской Федерации осуществляют региональные органы власти.

Все вопросы, связанные с деятельностью управляющих компаний, решают жилищные инспекции. Они же осуществляют проверки, уполномочены привлекать нарушителей в сфере ЖКХ к административной ответственности.

Основные направления, которые регулируются Госжилинспекцией:

  • Соблюдение требований по содержанию МКД;
  • Процедуры перепланировок;
  • Контроль технического состояния помещений;
  • Проведение мониторинга за начислением коммунальных услуг;
  • Ход работы по капитальному ремонту.

Помимо этого, госжилинспекции проводят лицензионный контроль за управляющими организациями.

В полномочия этого органа входит и лицензирование в сфере предпринимательства по управлению многоквартирными домами.

При выявлениях нарушений требований законодательства в области ЖКХ, госжилинспекция является истцом в суде и в праве лишить УК лицензии на основании судебного решения.

Региональный комитет по тарифам или министерство энергетики отвечают за формирование тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электроэнергию на основании Федеральных актов.

Роспотребнадзор в сфере ЖКХ и строительства следит за соблюдением требований, санитарных норм, минимумов и правил безопасности при оказании управляющими компаниями услуг по обслуживанию МКД.

Местные органы

Исполнителями контролирующим мероприятий на местах являются муниципальные органы власти.

Их деятельность регулируется Федеральными и законодательными актами.

В большинстве муниципальных образований при Администрациях существуют отделы ЖКХ.

К их полномочиям относятся:

  • Контроль за соблюдением норм содержания МКД;
  • Проверка выполнения норм при поставке коммунальных услуг и контроль за внесением платы;
  • Мониторинг состояния жилых зданий на закрепленной территории.

Представителями муниципальных органов могут проводиться проверки, как документальные, так и выездные.

При запросе необходимой информации, управляющая компания обязана предоставить все сведения в указанный срок.

Выездные проверки в основном осуществляются по получившим от собственников дома жалоб некачественное или неполное выполнение услуг по управлению общедомовым имуществом.

Контроль со стороны жильцов

Жильцы дома могут самостоятельно контролировать деятельность выбранной управляющей компании.

Виды услуг и работ, условия и объемы предоставления из регулируются заключенным между жильцами и УК договором.

Поэтому при оформлении договора очень важно детально прописать все пункты, чтобы в дальнейшем между сторонами не возникало конфликтных ситуаций.При нарушении условий договора, жильцы могут обратиться в вышеуказанные инстанции.

Как мы знаем, управляющие компании в нашей стране принадлежат частным лицам. Они в процессе выполнения своих обязанностей не просто пренебрегают доверием и юридической безграмотностью граждан, но и грубо нарушают закон. Поэтому государственный контроль в сфере управления МКД – единственный повлиять на недобросовестные УК.

Во времена СССР обслуживанием домов занимались бюджетные учреждения, да и общедомовое имущество принадлежало государству. Тогда работники государственных контор, например ЖЭКа, держались за свои рабочие места и трудились на совесть.

Читайте и другие статьи по теме ЖКХ на нашем сайте.

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/kto-kontroliruet-upravlyayushchie-kompanii/

Закон о ЖКХ 485-ФЗ с 1 января 2018 года

Закон об управляющих компаниях в сфере жкх

С начала 2018 года в работе управляющих организаций появилось достаточно много существенных изменений. Они касаются правил лицензирования, работы с ГИС ЖКХ, проведения общих собраний, расширенных полномочий ГЖИ, новых штрафов и других вопросов. В статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения с отсылками к конкретным законам о ЖКХ и приведением текстов нормативных документов.

В течение последней недели 2017 года российский президент подписал сразу несколько федеральных законов, положения которых влияют на работу управляющих организаций. Прежде всего, речь идет о 437-ФЗ и 485-ФЗ (их мы приведем в приложении). Чтобы разобраться в большом количестве изменений, рассмотрим наиболее важные из них в соответствующих подразделах данной статьи.

Какие штрафы и за что ждут УК в 2018 году

Важные нововведения в работу управляющих организаций внес 437-ФЗ, который скорректировал ряд положений КоАП. Штрафы за нарушения правил работы с ГИС ЖКХ остались, но оказались снижены.

С 1 января 2018 года УК, не разместившую необходимые сведения в информационной системе или подавшую недостоверные данные будут штрафовать на 5 000-10 000 рублей.

Ранее штраф для управляющих организаций составлял 30 000 рублей.

Штрафные санкции снизились и для администраторов ОСС, которые должны передавать в систему сведения о проведенных собраниях. Их ранее по статье 13.19.2 КоАП штрафовали на 15 000 рублей, теперь в кодексе прописаны следующие суммы:

  • 3 000-5 000 руб. для физических лиц;
  • 5 000-10 000 руб. для должностных лиц.

Прописано в законе о ЖКХ и наказание для оператора ГИС ЖКХ, своевременно не восстанавливающего работоспособность системы. Его будут штрафовать на сумму 150 000-200 000 рублей.

Еще одной новинкой является введение штрафов в пользу потребителя. Если УК неправильно начислила плату за содержание жилья или коммунальные услуги, то владелец квартиры может потребовать от нее уплаты штрафа в размере 50% от суммы допущенного превышения. Штраф будет платиться в пользу собственника за исключением следующих случаев:

  • плата неверно начислена по вине самого жильца;
  • ошибка была устранена до того, как собственник обратился в УК и/или оплатил завышенную сумму.

Подробнее о том, как работать с ГИС ЖКХ и не получить штраф, написано в статье электронного журнала «Управление МКД».

Автоматизация ЖКХ

О необходимости перехода на автоматизированное оборудование в ЖКХ говорят уже давно и на разных уровнях. В конце 2017 года данные инициативы были озвучены на самом верху. Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал о желании сделать приборы учета «максимально комфортными и автоматическими».

Это нужно для упрощения считывания их показаний, так как жильцов избавят от необходимости проводить данную процедуру самостоятельно или с приглашением сотрудников управляющей организации. По словам Чибиса, переход на цифровое ЖКХ с автоматизацией должен быть проведен без дополнительной финансовой нагрузки на простого потребителя.

О том, как организовать передачу и прием показаний ИПУ электроэнергии, читайте в статье справочной системы «Управление МКД».

Для реализации озвученных планов требуется установка в домах систем, которые автоматически собирают и передают показания счетчиков. Такие решения уже существуют и используются для электроэнергии и воды (холодной и горячей).

При автоматизированном учете регулярное снятие показаний становится максимально простой и понятной для каждой из сторон процедурой, а также появляется возможность в «ручном режиме» отключать неплательщиков. Кроме этого, решается сразу несколько сопутствующих задач:

  • полностью контролируется потребление ресурсов;
  • точно измеряется объем поставленных и потребленных ресурсов в заданный временной промежуток;
  • оперативно собирается и передается информация о текущих показаниях счетчиков;
  • в случае сбоев и аварий все данные сохраняются;
  • счетчики надежно защищаются от вмешательства в их работу без соответствующих санкций;
  • первичные данные о потреблении ресурсов хранятся длительное время;
  • легко формируются отчеты, которые нужно размещать в ГИС ЖКХ или передавать контролирующим органам.

Нововведения в проведении общих собраний

В соответствии со свежими изменениями в законах о ЖКХ совет МКД получает продление своих полномочий на аналогичный срок, если по завершении ранее оговоренного периода его работы не было произведено переизбрание.

Кроме этого, право на участие в общедомовых собраниях получают люди, которые приняли у застройщика квартиру с составлением акта приема-передачи, но еще не прошли процедуру оформления ее в собственность.

Данное право действует на протяжении года с момента введения МКД в эксплуатацию. Эта норма закрепляется в части 1.1 статьи 44 ЖК РФ.

УК, ТСЖ и ЖСК обязуются вести реестр владельцев квартир с их реквизитами, которые передаются инициаторам проведения собраний. Получить такой реестр может любой из собственников на основании письменного заявления.

Оригинал протокола общедомового собрания теперь нужно передавать в управляющую компанию. Организаторы собрания должны сделать это в 10-дневный срок после того, как были подведены итоги мероприятия. УК, в свою очередь, передает эти документы на хранение в Госжилинспекцию. В ГЖИ размещаются именно оригиналы решений и протоколов, а в определенном собранием жильцов месте хранятся их копии.

Лицензирование управляющих компаний

В 485-ФЗ оказалось несколько важных законодательных инициатив, касающихся лицензирования управляющих организаций.

В том числе, в соответствии с новым законом о ЖКХ с 11 января 2018 года возникло новое лицензионное требование. Оно заключается в том, что УК должны иметь уникальные наименования.

Теперь создавать управляющие компании с тождественным или сходным до степени смешения названием запрещено – их не будут допускать к работе.

Причиной появления этой новеллы стало, в первую очередь, недобросовестное поведение отдельных управляющих организаций. Начала распространяться практика, когда УК банкротилась и прекращала существование вместе с собранными с жильцов деньгами, а оставленные ею дома тут же занимал «чистый» клон, зачастую с теми же людьми в числе руководства и учредителей.

Эта законодательная инициатива не ударит по добросовестным управляющим организациям, которые получили схожие названия случайным образом.

В сфере ЖКХ действительно не принято давать компаниям звучные имена, здесь обычно пользуются ограниченным отраслевым лексиконом и общими сокращениями.

Для соблюдения требования об оригинальности необходимо озаботиться изменением тождественного названия. На это дается шесть месяцев, которые отсчитываются с момента вступления закона о ЖКХ в силу – с 11 января.

Государственная жилищная инспекция начнет проверять исполнение лицензионного требования о наименованиях по истечении обозначенного полугодичного срока, то есть с 11 июля. При обнаружении нарушений допустившие их управляющие организации могут лишиться своих лицензий.

По жалобе потребителя лицензиата
проверят внепланово и без уведомления

Елена Ведищева,
редактор журнала «Управление МКД»

ГЖИ может появиться у вас без предварительного уведомления, чтобы провести внеплановую выездную проверку. Достаточно жалобы потребителя.

Чтобы иметь право заключить договор управления, УО должна получить лицензию и соблюдать лицензионные требования. Контролируют деятельность лицензиата органы государственного жилищного надзора — проводят плановые и внеплановые проверки. Когда и на каких основаниях инспекторы проверяют УО, разъяснил Минстрой в письме от 16.02.2018 № 6437-ОГ/06.

Полный текст статьи читайте в журнале «Управление МКД».

Другое важное изменение в части лицензирования УК касается того, что у лицензий теперь появился срок действия.

По новым правилам они выдаются на пять лет, после чего потребуется проходить процедуру продления разрешительной документации. Отсчетной датой здесь также является 11 января 2018 года.

Получается, что к 11 января 2023 года управляющим компаниям потребуется озаботиться продлением действия лицензии.

Новое требование касается списка домов, находящихся в управлении лицензиата. Управляющие организации, у которых в течение шести месяцев не появляется информации о находящихся в обслуживании МКД, лишаются лицензий.

Аннулирование разрешительного документа в данном случае нужно для того, чтобы убрать с рынка «пустышек», которые создаются действующими УК на случай банкротства и оперативной миграции вместе с жилищным фондом в заранее подготовленную компанию.

Чтобы не лишиться лицензии, управляющей компании нужно вести деятельность и официально обслуживать хотя бы один дом.

Поменялся также срок, в который УК должна начать исполнять свои обязательства перед владельцами квартир в многоэтажке. Теперь этот момент определяется датой, когда были внесены корректировки в реестр лицензий, связанные с заключением договора управления. Данная процедура описывается в части 7 статьи 162 ЖК РФ.

Управляющей организации дается 5 дней с момента подписания договора управления на то, чтобы внести необходимую информацию в ГИС ЖКХ, а также отправить сведения в Госжилинспекцию. У ГЖИ с момента получения сообщения появляется обязательство о внесении корректировок в список домов лицензиата. Она должна сделать это в течение 10 дней. Данный срок может быть продлен до 30 дней, если:

  • не предоставлены все необходимые документы;
  • на дом претендуют другие управляющие организации;
  • есть другие причины, закрепленные в приказе Минстроя №938/пр от 2015 года.

Регламентируется также процедура вывода МКД из списка объектов, обслуживаемых лицензиатом. При прекращении управления домом УК в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ за 3 дня должна передать новой управляющей организации:

  • ключи от замков, закрывающих помещения, включенные в состав общедомового имущества;
  • техническую документацию и прочие документы, относящиеся к управлению МКД;
  • электронные коды, обеспечивающие доступ к оборудованию и прочие технические средства, которые нужны для эксплуатации МКД.

По новым законам о ЖКХ с 2018 года управляющей организации с момента исключения информации о доме из реестра лицензий запрещается вести какую-либо деятельность, связанную с управлением многоэтажным домом. Прежде всего, это закрепленное в законодательстве правило касается начисления платы за жилье и коммунальные услуги, взимания денег с жильцов и выставления платежных документов.

Расширение полномочий ГЖИ

485-ФЗ изменил текст статей 20 и 196 ЖК РФ, в результате чего у Госжилинспекции появились дополнительные поводы для проведения проверок. Теперь ГЖИ могут проверять управляющую компанию в следующих случаях:

  • вскрылись нарушения правил содержания общедомового имущества (ПП №491);
  • вскрылись нарушения правил, по которым предоставляются коммунальные услуги, а также приостанавливается и ограничивается их предоставление (ПП №354);
  • имеется соответствующее распоряжение или приказ от главного жилищного инспектора страны.

Эксперты отметили, что в практической плоскости особых изменений не произошло.

Инспектор ГЖИ при визите в управляющую компанию и ранее проводил проверку того, как она выполняет требования правительственных постановлений № 491 и №354.

Если обнаруживались нарушения правил, прописанных в указанных ПП, то Госжилинспекция накладывала соответствующие штрафы. Изменилось только то, что теперь подобные проверки оказались утвержденными на законодательном уровне.

Модернизация ГИС ЖКХ

Постепенное разворачивание работы ГИС ЖКХ сопровождается продолжающимися изменениями законодательства. Так, в 437-ФЗ от 28 декабря 2017 года были прописаны корректировки части 2.

2 статьи 155 ЖК РФ, которые прекратили разговоры о возможности неоплаты собственником квитанции, если платежный документ не размещен в ГИС ЖКХ.

Возможность не платить по этому поводу не появилась, так как она признана способной подорвать и без того далекую от идеала платежную дисциплину граждан.

У управляющих компании были опасения о том, что закон о ЖКХ с 1 января 2018 года введет жесткие санкции за несоблюдение требований относительно работы с ГИС ЖКХ.

Больше всего УК боялись того, что такие несоответствия будут признаваться нарушениями лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. В этом отношении новости для управляющих компаний оказались хорошими.

Законодатели не стали назначать УК, не разместившие в ГИС ЖКХ необходимые сведения, или разместившие недостоверную информацию нарушителями лицензионных требований.

На наших бесплатных вебинарах наши эксперты рассказывают о практических аспектах работы с ГИС ЖКХ:

В то же время размещение сведений осталось в числе лицензионных требований для управляющих организаций. По новому закону о ЖКХ такое условие должно соблюдаться с начала 2018 года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (три существующих в России города федерального значения) данное требование станет лицензионным с 1 июля 2019 года.

Источник: https://www.gkh.ru/article/102565-chto-novogo-v-jkh-s-1yanvarya-2018-goda

Жэк ушел, да здравствует управляющий!

Закон об управляющих компаниях в сфере жкх

В ноябре 2017 года Верховная Рада под давлением международных доноров приняла закон, кардинально меняющий ситуацию в сфере украинского ЖКХ.

Закон “Про жилищно-коммунальные услуги” вступил в силу 10 декабря 2017 года, однако большая часть норм вступит в действие через полгода — 10 июня 2018 года, а отдельные нормы — с 1 января 2019 года.

Причин задержки две.

С одной стороны, система управления жилищно-коммунальным хозяйством меняется настолько кардинально, что для полноценного действия закона необходимо разработать и принять существенное количество подзаконных актов.

С другой стороны, у закона есть немало противников, которые получили еще полгода для подготовки ответных действий.

Кстати, летом 2018 года мы еще можем услышать от представителей Кабмина жалобы на нехватку времени для подготовки подзаконных актов и увидеть попытки на некоторое время отложить введение закона в действие.

Ключевые нормы

В чем состоит главное законодательное изменение? В системе взаимоотношений потребитель — поставщик жилищно-коммунальных услуг появилось новое звено — управляющий. Нечто подобное было и ранее, и называлось оно ЖЭК. Разница в том, что на практике от его услуг отказаться было невозможно.

Теперь же потребители получат возможность довольно просто выбирать себе управляющего — юридическое лицо либо частного предпринимателя — и заключать с ним договора на выполнение всех или части функций по дому.

Сейчас “правильная” управляющая компания обслуживает несколько домов. Она имеет в штате специалистов-сантехников, электриков, специализированную уборочную технику, поэтому может выполнять работы по управлению домом дешевле и качественнее, чем это будет делаться силами одного дома.

Конечно, можно найти и кого-то из жильцов, готового заниматься этими вопросами на постоянной основе, однако ему также необходимо платить. Впрочем, держать штат сотрудников ради одного дома невыгодно, не говоря о технике и аварийной бригаде, способной 24 часа в сутки выезжать на место аварии.

Управляющего должно выбрать руководство объединения собственников многоквартирного дома — ОСМД. У руководства ОСМД при этом должны быть соответствующие полномочия от собрания совладельцев дома, прописанные в уставе или сформулированные в протоколе собрания.

Если в доме нет ОСМД, нужно провести собрание владельцев всех помещений и проать. Подрядчик, получивший 50% плюс один голос, становится управляющим. Одним голосом считается 1 кв м площади дома, а в ании принимают участие владельцы квартир и нежилых помещений.

Важно: при проведении собрания необходимо обязательно составить протокол и зафиксировать принятое решение. Точно так же можно и сменить управляющего.

Это крайне важный инструмент в руках жильцов, ведь возможность потерять заказ заставляет подрядчика добросовестнее относиться к своей работе. А наличие на рынке конкурирующих управляющих благотворно скажется на стоимости их услуг.

Еще одно новшество: неплательщиков за коммунальные услуги без уважительных причин, таких как задержка зарплаты, накажут материально путем выставления пени. Это своеобразный кнут данного закона, однако существует и “пряник”.

Закон позволяет не платить за коммунальные услуги в случае их неоказания либо некачественного оказания. Конечно, нельзя просто не заплатить — потребитель должен соблюсти юридические формальности.

Прежде всего, факт неоказания услуги необходимо зафиксировать, проинформировать исполнителя, подготовить акт. Если получатель услуги не будет придерживаться процедуры, он не сможет доказать свою позицию.

Это ключевые моменты, впрочем, закон содержит и другие новшества.

Что требует доработки

В законе есть немало моментов, требующих детальной проработки и подготовки дополнительной нормативной базы. Чиновники должны разработать подробные правила игры на рынке, в том числе порядок штрафования исполнителя услуги.

Если в доме нет ОСМД, и совладельцы не проявляют инициативы по найму управляющего, то его по соответствующему обращению совладельцев должен назначить муниципалитет на основе конкурса, а договор с управляющим подпишет уполномоченное лицо органа местного самоуправления.

Такая норма закреплена в законе об особенностях осуществления прав собственности в многоэтажных домах, принятом два года назад. К сожалению, эта норма не работает, поскольку механизм и нормативная база для проведения таких конкурсов не разработаны.

Также с 1 января 2019 года должна быть введена профессиональная аттестация управляющих на соответствие квалификационным требованиям профессии “менеджер (управляющий) жилого дома (группы домов)”.

Сейчас квалификационные требования к управляющим не установлены, и тут могут быть сюрпризы. Вполне вероятно, что “коммунальная мафия” сделает все для того, чтобы устроить из этой аттестации очередной барьер для бизнеса. К примеру, встроив в качестве требований к управляющим опыт работы в ЖЭК.

Кто проиграет и выиграет от нового закона

От нового закона проиграют старые ЖЭКи, не способные перестроиться на работу в новых условиях. Если ранее они были дешевле частных и были монополистами на рынке, то сейчас цены частных компаний ниже, чем средние расценки в ЖЭКах. О качестве обслуживания коммунальными ЖЭКами и говорить нечего.

Выиграют от вступления в действие закона простые потребители, ведь конкуренция — это всегда хорошо для того, кто платит. Хотя, конечно, в первое время потребителей ожидают путаница и чехарда.

У компаний, работающих на этом рынке, были случаи, когда большой новый многоквартирный дом состоял из нескольких корпусов, и каждый корпус застройщик вводил в эксплуатацию отдельным актом.

Жители считали корпуса отдельными домами и регистрировали в одном корпусе одно ОСМД, в другом — другое, а в остальных корпусах услуги оказывала управляющая компания застройщика. Теперь компании не могут между собой договориться о компенсации предоставляемых услуг там, где они пересекаются.

Однако не стоит ждать у моря погоды. Нужно брать судьбу дома в свои руки, искать профессионального управляющего, договариваться с соседями, объединяться домами. Также нужно следить за всеми нововведениями и подзаконными актами, а их в ближайшие месяцы будет много.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/columns/2018/02/20/634251/

Законодательство о деятельности управляющих компаний

Закон об управляющих компаниях в сфере жкх

Управляющие компании представляют собой юридические лица, осуществляющие деятельность на коммерческой основе. Они открываются с нуля или на базу уже существующих организаций.

Для осуществления деятельности требуется:

  • собрать необходимые документы;
  • зарегистрироваться;
  • получить лицензию и т. д.

Выделяют несколько видов управляющих компаний, но закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ в 2017 году.

Права и обязанности

Обязанности управляющей компании включают в себя, прежде всего, содержание и ремонт общего имущества.

К дополнительным обязательствам относятся:

  • иные ремонтно-эксплуатационные работы;
  • организационная деятельность.

Управляющие организации обладают правом на получение денежных средств в качестве оплаты деятельности.

Правовое регулирование

Вопрос об управляющих компаниях, их лицензировании и осуществлении деятельности подробно регламентируется законодательной базой.

  1. Важнейшим нормативно-правовым документом является ЖК РФ. На его основе могут создаваться постановления, указы и инструкции, но они не должны вступать с ним в противоречие.
  2. Постановление Правительства №491 от 2006 года.
  3. Постановление правительства № 354 от 2011 года.
  4. Отдельные статьи ГК РФ и КОАП РФ.

Закон об управляющих компаниях в сфере ЖКХ

Нормативно-правовым документом, регулирующим деятельность управляющих компаний, является ЖК РФ.

В 2011 году путем принятия ФЗ в этот закон были внесены изменения, на основании которых:

  • ликвидируются ЖЭК, находящиеся на государственном управлении;
  • учреждаются управляющие компании и товарищества, осуществляющие деятельность на коммерческой основе.

Закон управляющих компаний в сфере ЖКХ порядок выбора управляющей организации и условия её деятельности. Все эти вопросы обсуждаются на общем собрании.

Если мнение разделяется, то проводится ание. Выбор устанавливается при количестве 50% + 1.

Открытый конкурс управляющих компаний – мероприятие, порядок организации которого устанавливается исполнительными органами субъекта РФ.

Вводящий штрафы

Закон, вводящий штрафы на УК – КОАП РФ. В соответствии с этим документом при несоблюдении обязательств, установленных договором, нарушении санитарно-эпидемиологического состояния подъездов и т. д. на управляющую компанию налагается материальная ответственность.

Размер штрафов берет начало от 10000 руб. на юридические лица и может достигать 100000 руб. и более.

Невыполнение обязательств может сопровождаться не только штрафными санкциями, но и такими мерами, как отстранение от работы и прекращение действия лицензии.

Нужен образец претензии в управляющую компанию по отоплению? Смотрите тут .

О лицензировании

В соответствии с законом о лицензировании регулирование процесса получения лицензии происходит инспекцией по жилищным делам. Она самостоятельно проверяет всю поданную документацию, после чего передает её на рассмотрение лицензионным комиссиям.

Её задачи – выявление и предотвращение нарушений УК.

Для получения лицензии требуется сдать экзамен. К нему не будут допущены организации, наименование которых включено в Реестр дисквалифицированных лиц жилищного фонда.

К лицензионным требованиям относится:

  • отсутствие судимостей за преступную деятельность (в том числе, в экономической области);
  • соблюдение требований к раскрытию сведений о деятельности;
  • наличие квалификационного аттестата и т. д.

Чтобы компания получила допуск к лицензии, руководитель сдает экзамен. Перечень вопросов и порядок определения результатов устанавливается постановлением Правительства РФ.

К компании предъявляются дополнительные лицензионные требования:

  • заявление, оформленное в соответствии с установленной формой;
  • регистрация заявителя в РФ;
  • наличие помещений для проведения деятельности, а также оборудования;
  • присутствие учредительной документации;
  • руководство должно обладать квалификационным аттестатом.

ЖК РФ устанавливает ряд положений, в соответствии с которыми лицензия аннулируется:

  • сокращается число многоквартирных строений более чем на 15% от числа за год, указанного в приложении к лицензии;
  • нарушаются лицензионные требования, установленные ЖК РФ.

Важно, что не все УК должны заниматься получением лицензии.

От этой процедуры освобождаются:

  • компании, созданные владельцами квартир;
  • ЖК или потребительные кооперативы, учрежденные в пределах одного многоквартирного дома.

О раскрытии информации

Управляющие компании, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, обязуются предоставлять собственникам квартир отчеты о проделанной работе.

Это необходимо для того, чтобы жильцы знали – переданные денежные средства необходимы для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 161 ЖК РФ УК должна обеспечить для каждого владельца жилой площади доступность любых сведений о работе.

Следовательно, собственники имеют право требовать у УК отчета о проделанной работе.

Регламентирующий деятельность

В соответствии с законодательными нормами ЖК РФ, управляющая компания является организацией, проводящей управление домами в соответствии с соглашением владельцев помещений.

Договор имеет возмездный характер, поскольку оба участника сложившихся правоотношений имеют права и обязанности.

Договор имеет несколько особенностей:

  • заключается в письменной форме;
  • включает в себя перечень прав и обязательств каждой стороны (устанавливаются по взаимному соглашению, но не должны вступать в противоречие с действующим законодательством);
  • вступает в силу только после подписи обеих сторон.

Об ответственности

Законом об ответственности управляющих компаний предусматривается их главная обязанность – соблюдение условий договора, заключенного с жильцами одного или нескольких многоквартирных домов.

В противном случае, они могут обратиться с жалобой в государственные органы. что повлечет за собой ответственность управляющих организаций.

Как написать жалобу на действия управляющей компании в прокуратуру? Читайте здесь .

Интересует раскрытие информации управляющими компаниями ЖКХ? Подробная информация в этой статье .

Куда обращаться при нарушениях?

При обнаружении нарушения для начала требуется составить заявление в управляющую компанию .

На бумаге требуется указать:

  • должностное лицо, которому она направляется;
  • ФИО заявителя (лучше, если она будет составлена коллективно);
  • текст обращения, указывающий на возникшую проблему;
  • пути её решения;
  • требование о приеме ряда действий;
  • дата составления;
  • подписи заявителей.

Заявление составляется в двух экземплярах, один направляется в УК, другой остается у заявителей (на нем должна стоять отметка о принятии на рассмотрение).

Если управляющие компании не дают ответа или не спешат предпринимать никаких действий, то составляется жалоба в инспекцию по жилищным делам или претензия в прокуратуру .

Если дело снова не было улажено в соответствующем порядке, то иск подается в суд. Судебная инстанция – последний орган, способный воздействовать на УК путем вынесения решения.

сколько стоит управляющая компания

что лучше управляющая компания или тсж

управляющая компания ком сервис

Источник: http://uknewcity.ru/zakonodatelstvo-o-deyatelnosti-upravlyayushhix-kompanij/

Цитадель права
Добавить комментарий